В Билимбае «приземлился» реактивный самолет БИ-1. Фотографии

Администрация | ТИК | Счетная палата | РОИ

В Билимбае «приземлился» реактивный самолет БИ-1. Фотографии

16 май 2015, Суббота

Сегодня, 15 мая, исполняется 73 года с того дня, как летчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи совершил первый официальный полет на реактивном самолете БИ-1. В честь этого события, в Билимбае прошла конференция с высокими гостями и ветеранами Великой отечественной войны.

После приветственных слов, в торжественной обстановке был представлен самолет-ракета БИ-1 в натуральную величину, который в дальнейшем будет установлен на расширенном мемориале в поселке Билимбай.

 

Мало кто знает, что Билимбай — вотчина известных российских промышленников Строгоновых. И почти никто не знает, что Билимбай — родина первого советского реактивного самолета БИ-1

 

Открывая торжественную церемонию, глава городского округа Николай Козлов напомнил собравшимся об уникальных фактах истории поселка:
- История Билимбая богата историческими фактами, и я от всей души сегодня хочу поздравить всех нас с началом возрождения поселка и хочу пожелать Билимбаю процветания, а его жителям – помнить и чтить историю своей малой Родины.

 

Восстановление мемориального комплекса, презентация макета самолета – начало большого пути воссоздания истории Билимбая, отметил, приветствуя гостей, глава администрации Первоуральска Алексей Дронов:

 

- Наша главная цель – сделать Билимбай - туристическим центром. Поселок этого заслуживает, потому что на карте Первоуральска, Свердловской области, Урала не так много мест с такой богатой историей. Нам есть чем гордиться и наша задача – увековечить память великих людей, которые жили и работали в Билимбае, восстановить прекрасный Свято-Троицкий храм, который более 40 лет является объектом культурного наследия.
Важно, по словам Алексея Ивановича, что благодаря именно частной инициативе, началось возрождение культурно-исторического наследия Билимбая. От лица администрации, всего городского округа Алексей Дронов поблагодарил руководителей фонда «Строганофф», вручив благодарственные письма Андрею Моисееву и Станиславу Могиле.

 

- Фонд «Строганофф» совместно с администрацией Первоуральска начал большую работу, работу по сохранению исторического наследия всего округа. Первые скромные результаты проделанного, сегодня вы видите своими глазами. К сожалению, презентованный макет здесь находится временно. Но в ближайшее время БИ-1 займет свое почетное место на территории историко-культурного центра. Я благодарен тем, кто поддержал нашу идею, особые слова благодарности адресую ветеранам – тем, кто сохранил для нас эту историю, - сказал Андрей Моисеев.

 

Божией помощи собравшимся пожелал благочинный первоуральского церковного округа отец Константин, а настоятель храма отец Михаил освятил макет легендарного самолета. Во время таинства звучал колокольный звон. Пока лишь в записи, но все присутствующие выразили надежду, что не за горами тот день, когда так зазвонят колокола на Троицкой церкви. Ветераны возложили цветы к памятнику, а в небо были выпущены десятки белых шаров.

 

В годы Великой Отечественной войны именно в Билимбае не только осваивали технологию отливки боеприпасов, но и занимались инновационными разработками летательных аппратов под руководством авиаконструктора М.П. Миля (Болховитинова, Березняка, Исаева).

 

В первый же день Великой Отечественной войны Григорий Бахчиванджи добровольно ушел на фронт, самоотверженно сражаясь в составе истребительного авиационного корпуса особого назначения, который, в основном, был сформирован по приказу командования из летчиков-испытателей.

 

С 1 июля по 10 августа 1941 года он совершил около 70 боевых вылетов (при обороне Москвы сбил 6 фашистских «стервятников»), дослужившись до командира эскадрильи.

 

К тому времени для нужд фронта был налажен серийный выпуск новых самолетов. Бахчиванджи отозвали на испытательную работу в Билимай, что под Первоуральском, куда был эвакуирован и НИИ ВВС. Здесь ему поручили провести испытание первого советского реактивного самолета. Именно полеты на первом реактивном самолете ознаменовали рождение советской реактивной авиации, став, по существу, первым шагом на пути в космос. Ведь не случайно именем Бахчиванджи назван один из кратеров на невидимой стороне Луны, которую впервые смогли сфотографировать с помощью советских космических станций.

 

Историки напишут, что на берегу Билимбаевского пруда в тесной дощатой постройке проводились испытания первого жидкостно-реактивного двигателя. Здесь создали первый советский реактивный истрибитель БИ-1

 

15 мая 1942 года самолет с аэродрома Кольцово совершил свой первый полет под управлением летчика-испытателя Григория Бахчиванджи.

Григорий Бахчиванджи погиб в 34 года, прокладывая путь человечеству в новое. Первый покоритель космоса, летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин скажет о нем: «Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».

 

28 апреля 1973 года «за героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолетов с реактивными двигателями»,летчику-испытателю капитану Бахчиванджи Григорию Яковлевичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Открыта еще одна страница истории неизвестного Билимбая, истории, которую должен знать каждый из нас, а сегодняшний день, пожалуй, станет еще одной памятной датой в жизни уникального поселка.

 

В Билимбае «приземлился» реактивный самолет БИ-1. ФотографииВ Билимбае «приземлился» реактивный самолет БИ-1. ФотографииВ Билимбае «приземлился» реактивный самолет БИ-1. ФотографииВ Билимбае «приземлился» реактивный самолет БИ-1. ФотографииВ Билимбае «приземлился» реактивный самолет БИ-1. ФотографииВ Билимбае «приземлился» реактивный самолет БИ-1. Фотографии

Официально
портал Росреестра
личный кабинет ФНС
Официальный сайт губернатора Свердловской области
Госуслуги
Пенсионный фонд РФ
Официальный сайт Правительства Свердловской области
Федеральная налоговая служба
Законодательное Собрание Свердловской области